

В настоящее время продолжаются споры о том, должны ли дети находиться со своими матерями, пока те находятся в заключении, а если да, то как долго. Точки зрения специалистов расходятся, и согласия по этому вопросу достичь не удается. По данным отчета международной организации «Материнство в тюрьмах Европы», во всех государствах Европейского союза, в том числе в пенитенциарной системе России, существуют в той или иной форме спецучреждения матери и ребенка, дома матери и ребенка. При этом организация исполнения наказания по условиям содержания осужденных женщин и малолетних детей в разных странах существенно отличается. Например, в ряде зарубежных стран дети осужденных матерей передаются близким родственникам либо направляются в специальные приюты. Некоторые страны установили запрет на пребывание детей в тюрьмах (Норвегия, Китай).
По данным ФСИН на 1 января 2020 года в России содержится 35 женских исправительных колоний. В этих учреждениях отбывают наказания 42 334 женщины (-2 809 чел.), в том числе 33 557 – в исправительных колониях, лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях и 8 777 – в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора при колониях[1].
С 2018 года количество женщин в учреждениях ФСИН снизилось на 6,4%. Женщины составляют 8% от всех заключенных.
Исправительные колонии для женщин расположены в разных регионах РФ. Каждая из них имеет свои особенности. Существуют такие, которые включают женские зоны с домом ребенка. К ним относят следующие исправительные учреждения: Нижнего Новгорода; Самары; Московской области; Кемеровской области; Владимирской области; Краснодарского и Хабаровского края; Мордовии; Челябинска; Свердловской области.
Одна из гендерных особенностей осужденных-женщин – глубокие эмоциональные переживания, обусловленные разлукой с семьей и детьми, утратой родственных связей. Это самый болезненный и тревожный аспект лишения свободы более чем для 50% осужденных лиц женского пола.
В российском уголовно-исполнительном праве, правовое положение осужденных женщин, содержащихся в местах лишения свободы целесообразно выделить, как своего рода, самостоятельный институт.
Рассматриваемая сторона отечественного законодательства характеризуется недостаточной теоретической и практической обоснованностью. В Российской Федерации вопросы, касающиеся правового положения осужденных женщин, не отличаются от правового положения осужденных мужчин, однако имеют ряд отличительных особенностей.
Отличительной особенностью осужденных женщин от осужденных мужчин, является то, что женщины могут быть беременными и иметь в домах ребенка детей в возрасте до трех лет.
Рождение ребенка и уход за ребенком как для каждой женщины, как и для новорожденного – кризисное состояние. Осужденные женщины в состоянии беременности и роженицы вместе с тем должны дополнительно адаптироваться к условиям лишения свободы. По обоснованному мнению, исследователей данного социального феномена, в пенитенциарной сфере, роженицы, находящиеся в условиях исправительных учреждений, испытывают «квадратный стресс»: первый – осуждение, второй – рождение ребенка. В этой ситуации крайне важно создать для данной категории осужденных лиц обстановку, приближенную к домашней, внимательное и доброжелательное отношение сотрудников УИС, предоставив все необходимое и положенное по уходу за ребенком
Первые три года жизни являются периодом наиболее быстрого физического и психического развития ребенка. Именно в это время закладываются и формируются собственная модель поведения ребенка и его отношение к окружающему миру. Возможность для матери иметь физический контакт с ребенком, выражать свою любовь является необходимым условием для душевного равновесия как матери, так и ребенка и позволяет матери выразить материнские чувства. Чем больше мать общается с ребенком, тем больше у нее появляются привязанность и любовь к малышу. Забота о ребенке и осознание своей необходимости для его жизни способствуют «взрослению» женщины, повышению чувства ответственности за свою жизнь и жизнь малыша как базисных аспектов правопослушного поведения
В исправительных колониях для женщин могут функционировать дома ребенка, но исправительных учреждений данного типа определенно недостаточно.
В уголовно-исполнительной системе РФ при исправительных колониях для осужденных женщин сейчас работает 13 домов ребенка. По состоянию на 01.10.2020 при лимите в 984 места там проживало 388 детей в возрасте до трех лет[2], те исполнения наказаний внедряется и развивается система совместного проживания женщин со своими детьми в домах ребенка, расположенных при женских исправительных колониях.
На сегодняшний день в домах ребенка создано 219 мест для совместного проживания, где вместе со своими матерями проживает 155 детей. Комнаты для совместного проживания осужденных женщин с детьми рассчитаны на одну-две женщины с детьми, оборудованы необходимой мебелью. Предусмотрены комнаты для личной гигиены, приема пищи, оборудованные необходимой кухонной техникой и детской мебелью для кормления.
Право постоянно жить со своими детьми на территории колонии женщины получают за хорошее поведение, отсутствие вредных привычек - заключенная мама не должна курить. Живя в детдоме, женщина с хорошей характеристикой может работать няней, в таком случае ее освобождают от общих работ, например, на швейной фабрике.
Когда ребенку исполняется три года, по закону его обязаны перевести за пределы колонии - отдать под опеку родственникам или, если те отказываются, в детдом. Ребенка определяют в детский дом, расположенный в том же муниципальном образовании, что и исправительное учреждение, в котором отбывает наказание мать ребенка.
По закону мамы даже имеют право выезжать из колонии на свидания:
Статьей 97 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации[3] предусмотрены выезды осужденных женщин за пределы исправительных учреждений для свидания с детьми в возрасте до 14 лет. Предоставление выездов за пределы исправительного учреждения является одной из форм стимулирования осужденных к правопослушному поведению, предоставление свиданий с несовершеннолетними детьми с проживанием вне исправительного учреждения и выезды за пределы исправительного учреждения благоприятно влияют на сохранение социально-полезных связей и семейных ценностей.
На практике такое право есть далеко не у всех осужденных мам. Оно не дается женщинам, которые сидят по серьезным статьям, иногда режим колонии не разрешает заключенным покидать ее пределы.
Между тем, постоянные свидания матери и ребенка необходимы для сохранения между ними привязанности.
Например, во Франции в женских колониях дети живут вместе с мамами до определенного возраста, потом их, как и у нас, увозят в дома ребенка. Но есть программа, при которой детей каждую неделю водят к мамам на свидания, то есть эта связь не прерывается. В такой ситуации освободиться и не забрать, бросить ребенка - практически невозможно. Потому что связь постоянно подпитывается. Когда ребенка и мамы нет в жизни друг друга год, два, три, они становятся чужими. Они не привыкли думать друг о друге, строить планы, беседовать.
В России детские дома почти никогда не возят детей на свидания, но это могут делать опекуны. Однако если опекун не родственник, а сторонний человек, он чаще хочет забрать ребенка, на которого в будущем не будет претендентов, и не заинтересован в сохранении отношений ребенка и его кровной мамы с криминальным прошлым[4].
По причине того, что дома ребенка существуют не в каждом исправительном учреждении, то осужденные женщины вынуждены направляться в те регионы, в которых есть такая возможность, однако зачастую, данные регионы расположены далеко от основного места жительства осужденной и в связи с чем, возникают определенные трудности посещения родственниками осужденных женщин. В соответствии с ч. 1 ст. 100 УИК РФ, данной категории женщин может быть разрешено совместное проживание с детьми, это может влиять на формирование и развитие материнских чувств у женщин.
В Уголовно-исполнительном кодексе РФ не установлен четкий механизм реализации права осужденной женщины на совместное проживание с малолетним ребенком, а именно, кто это устанавливает, может ли присутствовать проживание вместе с ребенком, в каком порядке, какими правами в данной ситуации обладает женщина и может ли она обжаловаться данное решение в суде.
В Международном праве существуют нормы, устанавливающие правовое положение женщин имеющих детей. Комитет министров Совета Европы одобрил в 1987 году Рекомендацию № R (87) 3 относительно Европейских тюремных правил и Рекомендацию № R (98) 7, посвященные этическому обращению с осужденными женщинами, осужденными-матерями с маленькими детьми и организационному обеспечению в области их здравоохранения. Статья 28 Рекомендации № R (87) 3 определяет необходимость принятия мер до и во время родов так, чтобы они происходили за пределами мест лишения свободы в институтах гражданского общества, а в случае отсутствия такой возможности пенитенциарные учреждения должны иметь в своем штате квалифицированный персонал и специализированное оборудование, необходимое для принятия родов и послеродового ухода.
В 2001 году Парламентской Ассамблеей Совета Европы была принята Рекомендация 1469 (2000) «Матери и младенцы в тюрьме», которая констатирует негативное воздействие условий учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, на матерей и на их младенцев.
Рекомендация признала, что ранее разлучение с матерью вызывает долгосрочные трудности.
Правила ООН от 21 декабря 2010 года дополняют Минимальные правила обращения с заключенными, детализируют и дополняют важные аспекты условий исполнения и отбывания наказания осужденными женщинами, имеющими малолетних детей.
На сегодняшний день открытыми остаются ряд вопросов, касающихся содержания осужденных к лишению свободы женщин с детьми. В первую очередь речь идет о проблеме совместного содержания осужденной матери с ребенком, в том числе с условием грудного вскармливания. В то же время существенным является вопрос об установлении максимального возрастного предела, по достижении которого ребенок должен оставить мать в колонии.
В послеродовой период необходимо соблюдать право матери и ребенка находиться вместе. Женщинам-осужденным предоставляются самые широкие возможности для проведения времени с их детьми, создаются условия, максимально приближенные к условиям воспитания детей за пределами исправительного учреждения.
С целью защиты в равной мере родительских прав осужденных женщин представляется необходимым создавать изолированные участки для содержания несовершеннолетних осужденных женского пола при женских колониях, имеющих дома ребенка, с тем чтобы несовершеннолетние матери также могли реализовывать свои родительские права и общаться со своими детьми в свободное от работы время.
Таким образом, социальные и трудовые права женщин в местах лишения свободы необоснованно дискриминированы. Государству необходимо изменить законодательство для реального обеспечения защиты прав беременных женщин и кормящих матерей. Уголовное правосудие в отношении женщин должно осуществляться максимально гуманно. Лишение свободы женщин, особенно беременных и при которых есть малолетние дети, должно иметь место в крайне ограниченных случаях, когда есть уверенность, что другие наказания не достигнут своей цели.
Осужденные женщины обладают рядом прав, которые обусловлены наличием у них малолетних детей, однако действующее уголовно-исполнительное законодательство не в полной мере учитывает особенности осужденных женщин, имеющих малолетних детей, что требует его корректировки.
Совместное проживание осужденных матерей со своим ребенком в местах лишения свободы положительно сказывается как на женщине, так и на ее ребенке. Общение с детьми в большинстве случаев меняет поведение осужденных женщин в лучшую, правопослушную сторону. Материнские чувства помогают осужденным женщинам сделать правильный выбор в жизни. Мать-осужденная, отказавшаяся от криминальной жизни с ее субкультурой, уже не бросает своего ребенка, он становится ее неотъемлемой частью.